Итак, 28 июня компания Moller International объявила (PDF-документ), что
подготовила весь инструментарий и начала производить части для своего
имеющего форму блюдца транспортного средства M200G Volantor (ещё один
PDF-документ) размером с маленький автомобиль.
Диаметр
тарелки — 3 метра, высота около метра. Крейсерская скорость — 80-120
км/ч, максимальная — 160 км/ч. Запас хода тоже 160 км. А высота полёта
ограничена электроникой на уровне трёх метров. Мало? Не спешите с
выводами. Да, потолок низкий, зато для управления тарелкой не
потребуется какого-то значительного обучения и даже получения
специальной лицензии: купил — по-быстрому разобрался в простом
интерфейсе — и полетел!
К тому же на такой высоте
проявляется экранный эффект (пусть тут перед нами не экраноплан, а
машина, взлетающая за счёт тяги воздушных винтов) — влияние близкой
поверхности, за счёт которого достигается повышение грузоподъёмности
аппарата.
|
И снова Моллер выдаёт M200X за новую M200G. Снимков последней придётся подождать (фото Moller International). |
Серийное производство и впрямь стартовало: шесть фюзеляжей уже готовы, и
компания заявляет о возможности выпускать по одному фюзеляжу в день. А
все заинтересованные в покупке M200G могут зарезервировать себе машину и
внести за неё первый взнос. Как только транспортное средство будет
полностью готово к выходу на рынок, его создатели устроят презентацию в
Дэвисе, Калифорния. Впрочем, кое-какие технические (и не только)
подробности известны уже сейчас. Можем начать разбираться.
Прежде
всего, нужно сказать, что продаж летающих тарелок от Moller
International мало кто ожидал, хотя об экспериментах компании с такими
машинами известно давным-давно. От Пола Моллера (Paul Moller)
заинтригованный народ уже много лет ждёт самолётоподобный Skycar. И мы,
разумеется, об этом летательном аппарате рассказывали, к примеру, здесь,
здесь и здесь.
|
И снова M200X (фото с сайта laesieworks.com). |
Однако вернёмся к M200G, которая, кстати сказать — тоже Skycar.
Разработкой летающих машин мистер Моллер начал заниматься более 40 лет
назад. Отсюда и растут корни нынешней тарелки. Её первый прототип был
построен в 1962-1964 годах, имел всего два двигателя, название XM-2 и
почти мог отрываться от земли.
|
Примерно такими полётами мог похватать XM-2 в 1965 году. Смотрите видео (фото с сайта skyaid.org). |
В 1966-м появился его преемник XM-3. Эта двухместная тарелка имела один пропеллер, разгоняемый 8 двигателями от карта.
|
Об успешности XM-3 сегодня судить трудно (фото с сайта skyaid.org). |
|
|
В 1968-м доктор Моллер взлетел на XM-3, а ещё через год сделал XM-4.
Потом был M150 — прародитель последней модели Skycar — M400. А в 1989
году компания выкатила из гаража M200X, результатом развития которого и
стал сегодняшний M200G.
Заметим, M200X была очень успешной
машиной — на ней совершено больше 200 пилотируемых и непилотируемых
полётов (смотрите видео на этой странице).
Стало быть,
неудивительно, что Moller International сейчас вернулась к данной
разработке. Тем более что эта тарелка, в силу конструкционных
особенностей и ограниченной до 3 метров высоты полёта, не требует
сертификации в Федеральном управлении авиации США (FAA).
|
XM-4 образца 1975 года (фото с сайта skyaid.org). |
Но главное, что позволило разродиться массовой тарелкой именно сейчас —
это прогресс, благодаря которому появились необходимые силовые
установки, новые лёгкие и прочные материалы и "умная" авионика.
Как
вы уже поняли, за M200G стоит колоссальный опыт. Эту тарелку фирма
называет "окончательным вариантом внедорожника" и для тех, кто в танке,
разъясняет, что это транспортное средство может парить над любой
поверхностью: землёй, водой, песком, снегом, болотом или полем. При этом
изобретатель подчёркивает, что его машина не является аппаратом на
воздушной подушке и куда универсальнее него.
|
Тарелка
M200X внешне мало отличалась от XM-4. Их часто путают. Есть версия, что
Моллер просто-напросто переименовал XM-4 в M200X (фото с сайта
laesieworks.com). |
Главные элементы M200G – восемь моторов Rotapower, производящие больше
двух лошадиных сил на фунт (453 грамма) своего веса. Эта
модернизированная версия двигателей Ванкеля питается смесью — 70%
этанол, 30% вода (налицо экологичность) — и, как утверждает доктор
Моллер, чрезвычайно мощна, надёжна, безопасна и недорога.
Естественно,
в связи с наличием восьми "вентиляторов" возникает вопрос о шуме.
Moller International на этот счёт отвечает, что предыдущие модели
тарелки демонстрировали 85 децибелов, что на 30% меньше, чем взлетающий
самолёт Cessna 150, а M200G будет ещё тише.
Стеклянные "колпаки" над тарелками, судя по снимкам, то появлялись, то
исчезали. Будет ли "крыша" над M200G — неизвестно (фото с сайта
laesieworks.com). |
|
|
|
Безопасность аппарата обещают на самом высоком уровне. Во-первых, все
восемь контролируемых компьютером моторов работают независимо и не
должны отказать все сразу. Отказ одного двигателя ничем не страшен, а
если следом заглохнет второй — приземлиться можно: посадка будет
жёсткой, но не смертельной (тем более, что в оснащение тарелки войдут
подушки безопасности).
Во-вторых, самих компьютеров на
борту — несколько, и они не только ограничивают высоту полёта, но и
автоматически выравнивают машину. В-третьих, используемая топливная
смесь не может воспламениться вне двигателя и вообще — горит очень
медленно в течение короткого времени. Сами топливные баки будут
ударопрочные. В-четвёртых, принцип "винт в кольце" гарантирует, что
лопасти никого не зацепят и сами ни обо что не разобьются.
В целом же M200G позиционируется почти как лёгкий вертолёт, но более безопасный и потенциально менее дорогой.
|
Премьеру
этой "бандуры" мир уже устал ждать. Пока были только показные полёты на
привязи, но и они прекратились (фото с сайта shweir.com). |
В заключение о ручном (при содействии электроники) управлении летающей
тарелкой. Левой рукой "лётчик" контролирует высоту, опускает-поднимает
нос и корму. А правый рычаг применяется для выбора направления полёта и
движения боком, на нём же расположены регулятор скорости и "тормоз". Вот
вроде и всё, даже педалей нету.
Остаётся копить деньги, ждать 2008 года и надеяться, что FAA или другие "органы" не задушат всю затею на корню.