Американская фирма AMV Aircraft намерена вскоре приступить к проверке в воздухе своего аэрокара AMV-211.
Мы много рассказывали о подобных проектах, не раз анализируя перспективы нового вида техники.
Заметим,
экзотическими летающими машинами занимались как инженеры-одиночки, так и
крупные авиастроительные фирмы. Далеко не все проекты были реализованы.
А те, что были — далеко не всегда летали. И даже те, что летали — редко
когда попадали в серию.
Проблем здесь много. От чисто
технических, до организационных. Но автор этой машины, как и положено в
таких случаях, излучает оптимизм.
Словно вождь варваров он намерен обрушить привычный уклад в области авиаперевозок.
А поскольку варваров таких — немало, интересно посмотреть, чем проект Аттилы отличается от прочих.
|
AMV Aircraft утверждает, что машина полетит в ближайшие недели. Снимки доступны только летние (фото с сайта amvaircraft.com). |
AMV-211 — это двухместный аппарат. В движение его приводит единственный
винт, помещённый в кольце под корпусом машины. Диаметр винта 2,39 метра
(пять лезвий из кевлара).
Сам винт установлен неподвижно.
Автор проекта утверждает, что это — важное отличие его машины от
аналогов и большое преимущество в надёжности конструкции.
Под
винтом расположена система жалюзи, которые отклоняют поток воздуха в
стороны, изменяя расстояние между центром тяжести машины и точкой
приложения тяги.
Это позволяет управлять наклоном корпуса
аппарата. При взлёте винт расположен горизонтально, но вскоре после
подъёма корпус наклоняется вперёд на 26 градусов.
|
Взлётное положение (иллюстрация с сайта amvaircraft.com). |
Так часть мощности винта используется для создания горизонтальной тяги,
а крылья машины устанавливаются под нужным углом к набегающему потоку.
Да,
у аппарата есть самолётные крылья, которые участвуют в создании
подъёмной силы на крейсерском режиме и помогают экономить топливо, по
сравнению с теми схемами летающих авто, где машину держит в воздухе один
лишь винт (или несколько винтов).
Крылья помогут
спланировать вниз при отказе двигателя. А главное, как мы уже сказали,
они установлены под заметным углом к винту. Это новое решение в таких
аппаратах.
Вместо того, чтобы мучиться с отклонением тяги, автор проекта наклоняет всю машину.
|
Горизонтальный полёт (иллюстрация с сайта amvaircraft.com). |
Двигатель AMV-211 развивает 450 лошадиных сил. Это переделанный
роторный двигатель с турбонаддувом от спортивного автомобиля Mazda.
Длина аэрокара Мелкати составляет 6 метров, таков же и размах крыльев. Вес пустого аппарата — 572 килограмма.
Расчётные
высота полёта и максимальная дальность составляют 7,5 километров и 1850
километров соответственно. А максимальная скорость обещана на уровне
280 километров в час.
Интересно, что Аттила Мелкати (Attila
Melkuti) — основатель и владелец AMV Aircraft — эмигрировал в США из
Югославии в 1986 году.
На родине он изучал
аэронавигационные технологии, а за океаном нашёл работу механика на
одной из авиалиний. Однако в 1996 году он бросил работу, чтобы полностью
посвятить себя реализации мечты — созданию персонального летательного
аппарата с вертикальным взлётом.
|
В
июле 2004 года машина Мелкати получила свидетельство пригодности к
полёту от Федерального авиационного агентства США, как экспериментальный
самолёт (фото с сайта amvaircraft.com). Скачено с scientr.ru
|
В металле машина была готова более года назад, но конструктор аппарата
не поспешил поднимать её, памятуя о том, что излишне поспешные
испытатели порой и гибли в первом полёте.
Заметим попутно, что
самый, пожалуй, известный создатель летающих автомобилей, Пол Моллер
(Paul S. Moller), также долго ждал, прежде, чем поднял в небо свой
аппарат.
Мелкати, как инженер, прекрасно знает, что такое — довести до ума, и потому начал с длительных наземных тестов.
Так,
например, после первых испытаний на земле, инженеру потребовалось
перепроектировать и перестроить систему охлаждения двигателя, чтобы
исключить возможность перегрева на некоторых режимах.
После
того, как испытания будут завершены, и аппарат покажет
работоспособность идеи, Мелкати планирует начать выпуск своих машин в
виде кит-комплектов для самостоятельной сборки и приступить к созданию
4-х и 6-местных вариантов аэрокара, а также — подумать о беспилотной
модификации для нужд военной разведки.
Испытания же AMV-211 в воздухе намечены на "ближайшие недели".
K