Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 30

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 28.03.2024, 15:09
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Сакский Спортивный Аэроклуб "Чайка"

Каталог файлов


Главная » Файлы » Мои файлы

Взаимоотношение изобретателя и предпринимателя, продвигающих новую ТС
25.02.2018, 12:10

* - Эта статья написана по итогам разработки и внедрения ряда конструкций фильтра-влагомаслоотделителя, работающего на новом материале - пеноникеле, что обеспечило новый принцип действия. Статья отражает практический опыт поисковиков-изобретателей, вынужденно ставших предпринимателями. Авторы благодарны А.Касымову за ценные замечания и помощь в работе.

 

 

 

Опыт показывает, что внедрение новой ТС связано с большими трудностями для изобретателя. В подавляющем большинстве случаев на продвижение новой системы, новой технологии уходят годы, хотя внешне внедрение кажется чрезвычайно простым. Например, известный изобретатель из Братска С.М.Коломиец в течение почти двух десятилетий не мог добиться установки турбонаддува для автомобилей, хотя устройство очень простое, экономит до 25% топлива и прошло опытные испытания. Но в серию его изобретение не пошло. Почему так труден переход от идеи (или работающего образца) к серийному производству?

Для эффективной работы по продвижению новой ТС необходимо четкое понимание позиции и интересов всех лиц, связанных с внедрением новой технической системы в серийное производство. Каждый из них должен понимать всю совокупность интересов других участников процесса внедрения — это обеспечит полное взаимопонимание и работу без конфликтов в оптимальном режиме.

Позиция изобретателя

Изобретатель любит свое детище, поэтому уверен в том, что, как только о нем узнают, все сразу начнут внедрять. И действительно, кажется все просто. Есть замечательная новая ТС с превосходными характеристиками. Ее внедрение повысит производительность, даст экономию и качественно новые показатели. Во внедрении заинтересованы фирмы-производители, которые получают возможность выпускать новую, качественную, конкурентоспособную продукцию. Государство создало для быстрейшего внедрения специальные структуры (ВОИР, БРИЗ, НТО, отделы новой техники). Что касается вознаграждения, то изобретатель должен получить львиную долю. Так, по крайней мере, декларируется во всех документах. Все, кто помогают внедрить систему и рассчитывают на солидную долю в вознаграждении, — это желающие примазаться к чужой славе, ограбить изобретателя.

Сколько уже писано гневных статей журналистами о начальниках цехов и руководителях НИИ, принуждающих изобретателей к соавторству и сотрудничеству. Именно так воспринимает ситуацию изобретатель.

Перед тем, как рассмотреть позиции других участников процесса внедрения, зададим себе несколько риторических вопросов. Почему, несмотря на кажущуюся заинтересованность, новая техника внедряется с таким трудом? Почему обращения в ВОИР, НТО, БРИЗ и отделы новой техники не приводят к желаемому результату? Почему десятилетиями не внедряются такие эффективные разработки, как турбонаддув для грузовых автомобилей, оборудование на основе эффекта Юткина и сварка трением? И это — несмотря на публикации в газетах и журналах. Случайно ли трудное продвижение новых ТС? Сознательно ли сопротивляются техническому прогрессу производственники? Каков их интерес в торможении новых технических систем?

Позиция производственника

Производственники относятся к новой технике с большим недоверием. На одну действительно рациональную новую ТС приходятся десятки пустых прожектов. Если все их пробовать внедрять, то предприятие остановится и никогда не выпустит ту продукцию, которую должно выпускать.

Директор, главный инженер, начальник цеха в первую очередь отвечают за выполнение плана. Этот план традиционно не выполняется, за что их также регулярно ругают. Кроме этого, есть проблемы со снабжением, сбытом, техникой безопасности, напившимся слесарем и т.д. Внедрение новой системы в этих условиях — это смена технологии, поставщиков, оборудования, составление нового технологического регламента, согласование со всеми контролирующими службами и многие другие сложности. От всего этого забот много, а дивидендов (лично каждому из них) практически нет (не предусмотрены инструкциями, кроме чисто символической премии). Считается, что внедрение новой техники входит в служебные обязанности, но это нигде не оговорено, поэтому фактически все осуществляется благодаря сознательности руководителей. А зарплату все эти люди получают за стабильное функционирование производства. И им нет дела до общих и перспективных интересов фирмы в повышении конкурентоспособности продукции и прибыли фирмы. На них это сказывается лишь опосредованно (а часто просто никак), в то время как заботы сваливаются в первую очередь на них.

Кроме этого, большинство предложений изобретателей — это красивые идеи, как правило, без конструкторской проработки (на это у изобретателя просто нет денег). Производственники же прекрасно знают все «прелести» внедрения такого изобретения.

Именно поэтому любые попытки внедрения новой техники встречаются руководством завода в штыки. Те же, кто на производстве формально отвечают за внедрение новой техники, как правило, не обладают реальной властью.

И еще, в третьеэтапных структурах большинства предприятий награда за любое движение вперед не очень большая, в то время как наказание за неудачу достаточно серьезное. Поэтому на производстве на удачу внедрения новой ТС рассчитывать не приходится.

Позиция сотрудников Академии наук, НИИ, вузов, проектных институтов

В Академии наук, НИИ, КБ, вузах и проектных институтах сотрудники получают зарплату за внедрение новых разработок. Но своих разработок, а не чужих. И все, что им принесут, они постараются или «затоптать» (чтобы не было помех для внедрения своих разработок), или украсть (выдать за свое). Не будут же они работать, чтобы кто-то получил премию! В первом случае изобретатель получит такую рецензию, что дальше можно никуда не обращаться. За примерами ходить недалеко: доктор Илизаров, попытки внедрить перфторан, новую диагностику рака по изменениям состава крови и др. Во-втором — появятся вторичные работы, статьи, патенты за другими подписями.

На общественные организации можно не рассчитывать. Денег у них нет, а значит нет и влияния.

Итак, при общей демагогии о необходимости прогресса, реально никто из конкретных людей, обязанных осуществлять внедрение, не заинтересован в нем. Этим и объясняются страдания изобретателей, которые не в состоянии десятилетиями внедрить новую, перспективную технику.

Но может быть, это все наша специфика? Отнюдь нет! И на Западе не торопятся внедрять новую технику. Более того, оказывается, что сохранение технологии возможно дольше экономически оправдано, а постоянные изменения наносят ущерб.

Ситуация за рубежом

Многие ошибочно считают, что нежелание внедрять новое свойственно только нашим производственникам, тогда как капиталисты быстро внедряют любое новое изобретение. «... Из 13 главных изобретений в сталелитейной промышленности 7 было сделано независимыми изобретателями, а все остальные — малыми фирмами, и ни одного — крупными фирмами. Из полутора сотен важнейших изобретений в алюминиевой промышленности малыми фирмами и независимыми изобретателями было создано более 100. По мнению американских экспертов более 90% средств новой технологии создавалось до сих пор в США мелкими фирмами или независимыми изобретателями» [1].

Смысл деятельности крупных компаний-производителей заключается в продвижении уже признанного товара, его совершенствовании, удешевлении.Они внимательно следят за конкурентами, занимаются промышленным шпионажем. Однако в плане внедрения принципиально новой техники они предпочитают занимать выжидательную позицию, оставляя весь риск внедрения «пустышки» и затраты на ее развитие тем, кто пытается прорваться. Они предпочитают заплатить побольше и купить «на корню» готовую, опробованную разработку, чем идти по долгому и мучительному пути внедрения новой системы, начиная с идеи.

Такую стратегию выбрала такая крупная фирма, как IBM. Она запоздала с переходом от крупных ЭВМ к ПК и, не желая рисковать, вложила крупные средства в развитие, когда ПК вышли на второй этап, и быстро догнала своих конкурентов.

В общем, деятельность крупных западных фирм связана, как правило, со 2-м и 3-м этапами развития ТС.

На поисковые работы выделяются определенные средства, которые используются по назначению крайне редко. Заметим, что если фирма все-таки идет на внедрение новой системы, то она оговаривает при этом все права собственности на эту разработку (и покруче, чем у нас).

Позиция предпринимателя

В настоящее время у нас появился (на Западе он уже давно существует) новый класс людей, заинтересованных в продвижении новой техники. Это — предприниматели, возглавляющие небольшие частные фирмы или работающие в них. Именно они берутся за внедрение новой системы, в надежде разбогатеть, резко вырваться вперед, используя возможности новой ТС. Естественно, для этого им приходится вложить все (или большую часть) средства и силы на продвижение новой системы, пожертвовать своим гарантированным благополучием ради «лотерейного счастья». Далеко не все идут на это. Как правило, это авантюристы в лучшем смысле этого слова.

Что ждет их на этом пути? Изобретатель показывает свои эскизы и расчеты, считая работу почти завершенной. Но ни один рабочий не начнет работу без чертежей, а ни один конструктор не начнет делать чертежи без расчетов технолога. Итак, необходимо найти технолога и конструктора, которые сделают по эскизам изобретателя чертежи. При этом гарантировано, что произойдут существенные изменения конструкции, поскольку профессионалы будут переводить эскизы и идеи в стандарты, принятые на производстве. Конструкция при этом станет вдвое сложнее. Появятся новые детали, возникнут новые задачи, Для их решения потребуется оперативная работа, за которую, кстати, также придется платить. Если же решение найдут конструктор и технолог, то они начинают претендовать на авторские права. В результате изготовление чертежей обойдется в 5-10 раз дороже и времени это займет во много раз больше, чем кажется изобретателю.

Но вот этот этап пройден, и у предпринимателя есть готовые чертежи. Начинается изготовление опытного образца. Так как изделие новое и конструкция не отработана, то все детали придется делать по заказу, причем размещать заказы в разных местах, поскольку в одном месте, как правило, всех необходимых составляющих не найдется. В каждом месте придется вести переговоры по отдельности, переплачивая за деталь в 5-10 раз по сравнению с серийным аналогом. Впрочем, кое-что можно взять из серийных систем, но при этом придется менять конструкцию внедряемой системы, подгонять ее под выпускаемую продукцию, а на это тоже требуются затраты. В этот момент выяснится ряд несоответствий деталей друг другу, поскольку изобретатель думал одно, в эскизах написал другое, а конструктор и технолог его поняли по-третьему. На исправление неточностей потребуются время и деньги. Но это еще не все. Когда систему начнут запускать, обязательно выяснится, что в расчетах изобретателя допущен ряд неточностей, исправление которых потребует переделки чертежей и изготовления ряда новых деталей. Это снова время, деньги и нервотрепка, поскольку партнеры предпринимателя по внедрению начинают упрекать его за срыв сроков. В результате, изготовление образца, которое изобретатель считает возможным в течение недели, растягивается на несколько месяцев (впрочем, если бы это попытался сделать сам изобретатель, то у него это заняло бы годы, или из этого просто ничего бы не получилось).

Итак, каждый этап будет требовать денег, а главное — времени предпринимателя, большого опыта и знаний по организации работы. Внешне же будет казаться, что он почти ничего не делает. Ну, позвонил куда-то, ну, съездил пару раз куда-то, с кем-то покурил, посидел в ресторане.

Вот пример из работы предпринимателя. Для выставки необходимо было сделать фильтр с гладким корпусом. Обычно это просто шероховатая катаная труба, но для выставки нужно сделать все красиво (хотя на потребительских свойствах это не отражается). Казалось бы, все просто. Труба перед сборкой обрабатывается на токарном станке. Договориться об этом — двухминутный телефонный звонок. Но на заводе решили подойти к этому вопросу «творчески»: попытались просто загрунтовать поверхность трубы. Получилось плохо, но брак решили сбыть. Мы не приняли работу. Тогда заводчане попытались повторно загрунтовать поверхность, убеждая, что теперь все будет хорошо. Снова не получилось. И наконец они сделали то, что от них требовалось. Так двухминутный телефонный звонок превратился в неделю ежедневных поездок на завод с потерей по три-четыре часа ежедневно. Более того, из-за задержки пришлось отправлять фильтр на выставку с сопровождающим, что потребовало значительных дополнительных средств. Но этой работы изобретатель не видит. Для него все просто —телефонный звонок. В практике такие мелочи, внешне незаметные, встречаются ежедневно, и порой решая сложные вопросы, предприниматель утопает в этих мелочах. Но в этом и состоит работа предпринимателя, требующая времени, денег, а главное — большого умения в организации.

Помимо этого, предприниматель должен хорошо разбираться в технике, чтобы не внедрять пустышки, иметь широкий кругозор в смежных областях, чтобы знать, куда обращаться по возникающим в связи с внедрением вопросам, и длолжен уметь быстро договариваться об изготовлении деталей и испытаниях системы. Он должен хорошо разбираться в патентном праве и в экономике, знать гражданское право и все законы о налогообложении. При этом предприниматель вкладывает свои деньги или должен уметь достать их у кого-то. Если изобретатель со своей идеей у всех на виду, то предприниматель делает всю черновую работу незаметно.

Вернемся к внедрению. Изготовление опытного образца и даже его лабораторные испытания (на что, кстати, также потребуется время, силы и деньги) — это отнюдь не завершение работы. После этого необходимо будет убедить потенциальных заказчиков взять новую ТС на испытания, быстро провести их и получить акт внедрения.

После этого начинается второй этап внедрения. Необходимо конструкцию и технологию, разработанные для опытных образцов, переделать в технологию для серийного производства. Фактически, вновь нанятые технологи и конструкторы разрабатывают новую ТС и технологию ее производства и эксплуатации. Но и это только начало. Предстоит развернуть серийное производство (обеспечить снабжение, закупить оборудование, арендовать склады и т.д.), обеспечить рекламу и сбыт новой продукции, что требует очень высокой квалификации и большого организаторского таланта. Непрофессионал быстро провалит дело, или это дело уведут конкуренты. По статистике, на Западе, где работают профессионалы, 80% новых продуктов терпят неудачу из-за коммерческих ошибок [1].

Кстати, реклама и сбыт, на которые на Западе тратится более половины средств, потребуют от предпринимателя много времени, способностей, изворотливости и таланта.

При проведении работы придется столкнуться и с вымогательством, и с прямым шантажом, и с попытками украсть технологию и организовать параллельное производство. Следовательно, предприниматель должен позаботиться и о патентной защите, и о сохранении «ноу-хау» в технологии. Для того, чтобы окончательно понять роль предпринимателя и его вклад в продвижение новой ТС, вспомним, что есть еще и конкуренты, которые попытаются опередить его. Если им это удастся, предприниматель потеряет все, что он вложил в старт системы.

И, наконец, не стоит отбрасывать возможность, что внешне перспективная система так и не подойдет, окажется пустышкой. Из 10 стартующих систем, по статистике, в серию идет только одна [1]. Тогда вложенные деньги и время пропадут — это риск предпринимателя.

Теперь сравните вклад изобретателя и вклад предпринимателя в полученную прибыль. При этом учтите, что изобретатель, как правило, тратит эти деньги на себя, а предприниматель львиную часть доходов расходует на развитие производства и перспективу. И вам станет ясно, почему предприниматель вправе претендовать на львиную долю прибылей от запущенной в серию новой системы. Это оправдано и рынком, поскольку идей всегда больше, чем предпринимателей, согласных их продвигать.

К сожалению, большинство людей не понимает великой роли предпринимателя в продвижении новой ТС, считая, что он грабит изобретателя. В большинстве случаев это не так: каждый из них получает свое. Изобретатель — имя, радость творчества, радость видеть свое детище воплощенным в жизнь и даже деньги (для него достаточно приличные), а предприниматель — деньги, смысл его работы, его жизни.

Возможные альтернативы

Смысл этой статьи не в оправдании претензий предпринимателя и не в его возвеличивании. Но, к сожалению, далеко не все изобретатели и авторы идей понимают значимость работы предпринимателя. Многим кажется, что их обирают. Тогда начинается борьба за самостоятельное внедрение. Изобретатель ходит по инстанциям, добивается правды, склочничает. Постепенно он перестает быть творческой личностью. Целью жизни становится не столько внедрение изобретения, сколько доказательство своего приоритета и прав. В результате, непонимание необходимости предпринимателя при внедрении и необходимости щедро делиться с ним приводят к потере творческой личности, к неоправданным задержкам внедрения, к огромным материальным потерям, в том числе для самого изобретателя.

Рассмотрим пример, когда изобретателю все-таки удалось добиться своего, - доктора Илизарова. Он получил международное признание и все премии, которые можно было получить. Он создал свой институт. Но все это потребовало почти трех десятилетий борьбы. Его нежелание делиться авторскими правами и дивидендами за внедрение, восхваляемое всеми, задержало развитие метода на 20-25 лет. Сотни тысяч калек остались невылеченными вовремя из-за амбиций изобретателя, его нежелания поделиться с сильными мира сего. Сам он потратил свое время (время очень талантливого человека) не на новые разработки, а на проталкивание своей методики через чиновников. Если бы он согласился поделиться славою, сотни тысяч калек стали бы полноценными людьми, а талант Илизарова дал бы миру новые разработки. Конечно же, талант имеет право на признание и авторство, но не ценой здоровья и счастья людей. Это жестокий пример, с которым многие могут не согласиться, но пусть изобретатель задумается, что будет стоить ему, другим людям и обществу упорство в праве на дивиденды. Не потеряет ли он больше, отказавшись щедро поделиться с предпринимателем?

ВЫВОДЫ

Эта статья написана поисковиками, прошедшими весь длинный и трудный путь внедрения новой технической системы и волею судеб освоившими ремесло предпринимателя, оставаясь при этом поисковиками. На своей шкуре мы познали все «прелести» внедрения и делимся своим опытом. Каждый шаг мы «проползли на брюхе» и хотим уберечь других от возможных ошибок.

Быть может, задумавшись и поняв суть и смысл работы, предприниматель снимет негативные стереотипы, мешающие взаимопониманию и взаимовыгодной работе. Может быть, появится взаимное уважение к работе друг друга. Это позволит изобретателю и предпринимателю работать каждому на своем месте наиболее эффективно, не допуская появления негативных комплексов и неприязни. Именно на это и направлена наша работа. И если она удалась хоть в какой-то мере, значит, написана не зря.

Получено 23.09.92 г.

ЛИТЕРАТУРА [к началу]

1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. Инфоарт, 1992.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: феерверк
Просмотров: 389 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz