Странно, что этот экспериментальный летательный аппарат не попался нам
на глаза раньше, очень странно. Вроде же следим за происходящим в данной
сфере максимально пристально. Однако машине Skywalker VTOL до сих пор
удавалось неведомым образом скрываться. И это притом, что проекту, если
верить словам его авторов, уже исполнилось шесть лет.
Кстати,
об авторах. Ими называет себя коллектив базирующейся в штате Юта фирмы
Mirror Image Aerospace. Она является филиалом компании TCB Composite,
которая в течение двух десятков лет занимается производством носовых
обтекателей, точнее — коков винта для малой авиации, типа самолётов
Cessna.
|
А
вот молодой человек в белой футболке полетел. Обратите внимание на
воздуховоды с обеих сторон кабины (иллюстрация Mirror Image Aerospace с
сайта skywalkervtol.com). |
Во главе обеих фирм стоит семейство Крукстонов: Кент (Kent Crookston),
Патрисия (Patricia), Ник (Nick) и Нил (Neal). Будем считать, что
последние двое — это дети первой пары, хотя 100-процентной гарантии
именно таких родственных связей дать не можем.
Как бы там ни
было, Крукстоны говорят, что они специалисты в своём авиационном деле,
накопившие немалый опыт. Ну да бог с ним, с этим кланом. Посмотрим
лучше, что они наделали.
Нет, не будем называть этот
аппарат "Скайуокером", ибо воевать среди звёзд эта взлетающая и
садящаяся вертикально машина не намерена. Обзовём Skywalker лучше
"Небоходом", что больше подходит для описания его миссии летающего, но
не ездящего автомобиля.
|
Масштабная модель "Небохода" (фото с сайта skywalkervtol.com). |
Может показаться, что сегодня "Небоход" представляет собой лишь богатый
набор красивых картинок — 3D-изображений, талантливо исполненных
моделистом, дизайнером и инженером Ричем Хиддеричем (Rich Hedderich). Но
неправда это – в июне прошлого года была построена масштабная модель в
четверть натуральной величины. Обошлась она в $125 тысяч.
Говорит ли данный факт о серьёзности намерений Mirror Image Aerospace? Будем считать, что да, говорит.
В
настоящее время размеры одноместного Skywalker на чертёжной доске
таковы: высота 2 метра, ширина (без учёта небольших крыльев) тоже 2
метра, а длина — 2,5 метра. Сухой вес очень мал: 220 кг. А полный — с
топливом, пилотом и его пожитками — около 390 кг. Ультралёгкая машина.
|
Вид сзади и немного сверху. Можно хорошо разглядеть несущий винт (иллюстрация Mirror Image Aerospace с сайта skywalkervtol.com). |
По идее, счастливый обладатель "Небохода", залив в бак 70 литров
керосина (или "реактивной" смеси Jet A), может летать с максимальной
скоростью 120 километров в час в диапазоне 320 километров или держаться в
воздухе более двух часов (расход топлива 30-35 литров в час),
поднимаясь на высоты до 2,5 километров.
Во всём этом ему
поможет газотурбинный двигатель мощностью 150 лошадиных сил и соосный
двойной винт диаметром 127 сантиметров. 5 лопастей каждого пропеллера
вращаются в противоположные стороны со скоростью 2,5 тысячи оборотов в
минуту.
Этот несущий винт корректнее, пожалуй, назвать
вентилятором, поскольку он нагнетает воздух в два канала-воздуховода.
Оттуда струи выходят через сопла, оснащённые "жалюзи", отклоняющими их в
нужную сторону.
|
Вот такой "Небоходу" выбрали газотурбинный двигатель (иллюстрация Mirror Image Aerospace с сайта skywalkervtol.com). |
Пилот с помощью джойстика управляет этими "жалюзи", а также подвижными
элеронами, скоростью вращения винта и так далее. Не обойтись ему в
будущем и без продвигаемой NASA системы навигации "Highway in the Sky"
со "всякими GPS". В общем, контроль над машиной обещают несложный –
скорее всего, не потребуется получать лицензию пилота.
|
Строго анфас и точно сверху. Тоже информативные картинки (иллюстрации Mirror Image Aerospace с сайта skywalkervtol.com). |
На случай беды Skywalker имеет парашют, развёртывающийся за 4 секунды.
Парашют предназначен не для пилота, а для всего аппарата, поэтому
лётчику не нужно будет экстренно покидать своё транспортное средство.
В
связи с приземлением следует упомянуть шасси. Здесь царит
взаимозаменяемость — это могут быть хоть ножки, хоть колёса, хоть лыжи,
хоть поплавки. Каравай-каравай.
Крукстоны пишут, что на
строительство полноразмерного и абсолютно функционального опытного
образца им потребуется ещё парочка лет. Производство, по ряду причин,
может задержаться ещё на три-четыре года. Это с учётом неизбежных
придирок Федерального авиационного управления США (FAA).
|
На
экране в кабине пилота показан так называемый "хайвэй в небесах",
благодаря которому один Skywalker не влетает в зад другого (иллюстрация
Mirror Image Aerospace с сайта skywalkervtol.com). |
Стоимость "Небохода", по самым предварительным подсчётам, будет
колебаться в пределах $175-195 тысяч, в зависимости от комплектации.
В
заключение отметим, что проект живёт. Последняя новость датирована
мартом этого года. В ней обещана новая версия Skywalker — для двоих —
которая будет лучше, быстрее и по-настоящему клёвой. И, что немаловажно,
скоро должны быть опубликованы новые картинки!